Kuss а ля рюсс или краткая история «Братского поцелуя»
Заседание Политбюро ЦК, Кремль, 3 ноября 1989:
Крючков: Завтра 500 тыс. выйдут на улицу в Берлине и в других городах… Горбачев: …без помощи ФРГ мы ГДР все равно на плаву не удержим. Шеварднадзе: «Стену» лучше самим убрать! Крючков: Если убрать, трудно восточным немцам будет.
«В Политбюро ЦК КПСС…» М. 2006, стр. 524
Неразрешимый спор о курице и яйце навсегда разъединил невольных соавторов одного из всемирно известных графических символов Берлина — картины москвича Дмитрия Врубеля «Братский поцелуй» по фотографии французского корреспондента Режиса Боссю (Régis Bossu), напечатанной в 1979 году в журнале «Paris Match».
Француз Режис Боссю небезосновательно считает, что именно его фотоверсия целующегося с Хонекером Брежнева стала основой для ее живописного воплощения. А Дмитрий Врубель убежден, что фотография всего лишь повод, некий образ, взятый наугад из СМИ и переработанный в отдельное и самостоятельное произведение искусства. Спор этот оказался вне любых материальных интересов и со временем потерял всякий смысл. Произведение искусства на открытых городских объектах в Германии не охраняется авторским правом.
За известную на весь мир картину Врубель не получил, извините, ни пфеннига.
«Проблема в том, что это открытое городское пространство — open space. Поэтому ни с открыток, ни с маек, кружек, альбомов и прочей туристической продукции я ничего не получаю. Поэтому, bitte, каждый может сфотографировать на Стене эту картину, приклеивать ее куда хочет, продавать, не вопрос. Потому что такие правила».
Но фотографу Боссю в 2010 году удалось снова продать фотографию для рекламы на здании аэропорта Шёнефельд.
А в 1979 году…
«…французы тогда слабо себе представляли, что такое Берлинская стена, превратившая в остров целый город Западный Берлин. А про Брежнева знали, что это старый тиран, который вот-вот должен умереть от старости».
Режис Боссю, фотограф парижского агентства Sigma, приехал в Восточный Берлин на празднование 30-летия ГДР в октябре 1979 года. Главным событием большого государственного праздника 7 октября стал визит генерального секретаря Леонида Брежнева…
«Мюленштрассе, по которой всегда везли в город из аэропорта Шёнефельд важных гостей, была уже тогда знаменита очень длинным, больше километра, участком стены. Я пытался тогда исподтишка ее сфотографировать из окна машины. Поселили нас в новом и шикарном отеле Metropol, мы знали, что номера в нем напичканы микрофонами, и что наш каждый шаг тщательно фиксируется».
Иностранных корреспондентов привезли в Хёэншёнхаузен, скромный небольшой дворец для приемов и проживания высоких гостей, расположенном в одном из парков района Панков.
«Вечером состоялся официальный прием с речами и награждениями. Всех корреспондентов задвинули в угол, за ограничительную черту. Вот распахиваются двери, и по залу начинается торжественное дефиле: Хонекер, Брежнев и «pipapo» — вся эта веселая компания. Включились камеры телевидения, засверкали вспышки, начались бесконечные речи и взаимные награждения, которые каждый раз сопровождались братским поцелуем. «Kuss»— по-немецки поцелуй. Я так и назвал этот снимок: „Кусс а ля рюсс“».
«Братский поцелуй» прославился на весь мир.
Оригинальная картина Дмитрия Врубеля в 1990 году. Источник фото: Википедия
«Who are that two guys?» — сто тысяч раз спросили Дмитрия Врубеля, когда он при огромном стечении туристов рисовал картину заново после того, как в 2009 году было принято решение отреставрировать участок стены и превратить его в музей под открытым небом. Музей с картинами 118-ти художников из 21 страны.
Состояние картины в 2005 году. Источник фото:Википедия
Для начала пришлось реставрировать саму осыпающуюся бетонную стену: качество- то советское. Для этого первым делом смыли все картины-граффити, которые там были нарисованы в 1990 году. После укрепления бетона, нанесения особого защитного покрытия, все художники были официально приглашены в Берлин, чтобы они воссоздали прежние свои творения.
Стена при ближайшем рассмотрении до реставрации в 2009 году
Дмитрий Врубель:
«Такой рекламы, какую имею я, среди художников, наверное, никто не имел. Ни Пикассо, ни Миро… Когда практически в каждом киоске Берлина продается поцелуй Брежнева и Хонекера, и все это склеено с моей фамилией… Я представил на минуту, что я за эту рекламу стал бы платить!»
Новый вариант картины в 2009 году
Состояние картины в середине 2013 года
Дмитрий после длительных бюрократических процедур обосновался в Берлине в качестве «вольного художника». Говорят, не без содействия бургомистра Клауса Воверайта, который вообще благоволит к художникам и современному искусству в своем городе. Открытая для посетителей и покупателей мастерская-салон Д. Врубеля и В. Тимофеевой находится в помещении театра Панда и называется «Бruderkunst».
«Почему Берлин? — Невозможно представить себе такую ситуацию, чтобы в Москве современный художник на улице что-то нарисовал и вокруг не было бы ни одного милиционера, а чиновники райуправы не сказали: „Что это вы тут на стене гадости рисуете?“»
Вторая работа Дмитрия Врубеля на Стене, посвященная Андрею Сахарову.
Конечно, и в Берлине придут полицейские, если «гадости» на стенах рисовать. Борьба с граффити ведется давно и безуспешно, они расцениваются как хулиганство. Врубель, вспоминая историю своего «Братского поцелуя» на пограничном бетоне, не очень уверенно проводит границу, за которой все-таки начинается искусство:
«Хрен его знает! Грань такая, всё непонятно, это искусство или это фейк? И это очень замечательно, когда между искусством и фейком, очень хорошо!
Мне было 30 лет, я до этого никогда не рисовал на открытом пространстве и не рисовал больших вещей. Я вообще не знал, что такое акриловые краски, писал только маслом и дома. Профессия художника не подразумевает демонстрацию процесса создания. У нас все в мастерской делается, а здесь получился публичный процесс, интересный experience! И это чудо такое, что оно так получилось, несмотря на все ошибки».
«Все рисование происходило в июне 1990 года. Пограничный контроль отменили только 30 июня, поэтому меня не пускали на ту сторону, в Кройцберг. У меня было приглашение только в ГДР. Но зато любезные пограничники мне давали воду!
А тогда я спешил, потому что, во-первых, если рисуешь непонятно для чего, надо побыстрее закончить. Во-вторых, все время хотелось есть, потому что денег не было. У меня было то ли пять, то ли десять марок на день. Мой друг Александр Бродовский привозил в мисочке обед, который его жена делала, чтобы денег много не тратить».
Фотограф Режис Боссю был на службе у фотоагентства Sigma. После съемок официальных событий, подобных приезду Брежнева в Берлин, у него оставалось время для себя.
«Гулять по Восточному Берлину можно было свободно, но снимать все подряд не разрешалось. Естественно, иностранный фотограф с камерами бросался в глаза и мог вызвать подозрение. Ни в коем случае нельзя было фотографировать Стену — тут же забирали в полицию и отнимали пленки. Мне было интересно зафиксировать разницу этих миров по обе стороны стены. Контраст был огромный. Попадая в ГДР, я оказывался в прошлом. Для меня, француза, это было особенно интересно. А деревни в ГДР были похожи на французские, они тоже мало изменились с конца войны».
Часто эти кадры, снятые «для себя», оставались на тех пленках, который фотограф должен был в тот же день отправить в Париж, в агентство. До сих пор Режис Боссю так и не видел большинство своих стрит-фотографий тех лет. Архив агентства перешел в собственность компании Corbis, и попасть в хранилище фотодокументов не так просто. Для этой публикации фотограф любезно предоставил свои снимки, одна из которых тоже стала знаменитой:
Впечатления Дмитрия Врубеля о 1989 годе сохранились в нашем видеоархиве. Мы впервые публикуем эпизоды из этого интервью, взятого в 2009 году во время его работы над второй и пока окончательной версией «Братского поцелуя»: